Приветствуем! Вы находитесь в Архиве Новостей Лебедяни за 2006-2016 годы.

Всего почти за 10 лет опубликовано 2977 новостей! К сожалению, в силу различных причин были удалены или утеряны 187 из них. Некоторые ресурсы, на которые мы ссылались, теперь могут быть недоступны.

Независимое агентство "Новости Лебедяни" сообщает:
21:47 06.10.2008  ЗОЛОТОЙ ВЕК ЛЕБЕДЯНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Увеличить К 100-летию первого «образовательного нацпроекта».
Разбросала осень серебро и золото своих «медалей» к ногам наших наставников. …Вот и прошёл ещё один День учителя. Ученики, наделенные властью, осыпали почестями, премиями и наградами самых лучших преподавателей. За громкими праздничными речами…

Все, кажется, хорошо и празднично. Однако, незамеченными остались две примечательные даты: дата начала и дата окончания «золотого века» народного образования на селе - столетнего периода бурного развития и роста сети школьных учреждений в деревнях и селах России.

ДУМЫ О БЕСПЛАТНОМ ОБРАЗОВАНИИ

3 мая 1908 года Министерство народного просвещения утвердило, казалось бы, ничем не примечательный «финансовый» закон об отпуске средств на мероприятия земств и городов, который на деле послужил заметному улучшению качества и доступности образования в стране, позволил вплотную приблизиться к введению всеобщего обязательного образования. Средства, выделявшиеся по этому, современным языком называемому «нацпроекту», направлялись на постройку и оборудование училищ, на выдачу училищам пособий, которые предназначались исключительно на содержание учителей. По планам Министерства, все дети дошкольного возраста должны были получить со временем бесплатное минимальное образование. Соответствующие планы разрабатывались и земствами.

Быстрый рост расходов на образование (и в частности, на начальное, где в 1907 году расходовалось 9,7 млн. рублей, а в 1911 - уже 39,7 млн.) не заставил долго ждать результатов. Начиная с 1908 года, в России стало ежегодно открываться около 10 тысяч школ. Уже в 1911 году их насчитывалось более 100 тысяч, в 1913 году число школ превысило 130 000. Если в 1897 году только 24% населения старше 10 лет умело читать, в 1914 году этот показатель достиг 45%. В 1914 году умели читать 73% призывников.

ЗЕМСТВА И ШКОЛЫ

Заметную роль в развитии образования играли земства, получавшие от Министерства кредиты на введение всеобщего обучения. Уже в декабре 1908 года Лебедянское земство приняло решение об открытии 23 новых комплектов (т.е. классов) при существующих училищах и строительстве 12 новых училищ. Во всех школах, содержащихся на средства земства, устанавливалось бесплатное обучение. Сельские общества освобождались от расходов по хозяйственному содержанию всех земских училищ (такие расходы принимались «всецело на средства земства»). В следующем 1909 году Лебедянское земство начинает строительство школьных зданий в селах Большие Избищи, Романово, Ольховец, Красном и деревнях Грязновке и Медведевой. В 1911 год земское собрание приступает к строительству ещё четырёх одноклассных школ в с. Мокром, Михайловке, Васильевке и Павелке, одной двухклассной в Трубетчине и одной трёхклассной школы в Верхнем Брусланово.

По оценкам исследователей, если бы не вспыхнула революция, то обязательное первоначальное обучение было бы уже давно совершившимся фактом на всей территории России, а к 1922 году неграмотность молодых поколений должна была исчезнуть вовсе. Впрочем, Россия и так почти достигла этого результата. Анкетирование, проведённое в 1920 году, установило, что 86% молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать. Несомненно, что они обучались грамоте при дореволюционном режиме. Серьезный задел в сфере школьного строительства, сделанный земством до 1917 года, во многом позволил продолжить развитие системы народного образования уже в советский период. Однако, вслед за всплеском 1920-30-х годов наступило затишье. В конце 60-х годов в России начал наблюдаться значительный спад в развитии школ. Из-за массовой миграции сельской молодёжи в города, наибольший удар пришёлся по сельским школам. Комсомольцы уезжали, покидали родные просторы, перебираясь поближе к культурным центрам, сантехническим и иным удобствам… Толчком к этому послужила отмена обязательного среднего образования и спецнаборы молодёжи на гигантские стройки века. Проблема некомплектных школ с годами становилась всё острее.

Сегодня, по словам начальника Лебедянского РОНО Н.Ф. Куликовой, «имеющаяся сеть школ района способна обеспечить учебными местами гораздо большее число детей, чем есть на самом деле. Это связано с тем, что численность детей школьного возраста за последние годы резко сократилась (в 2001 году обучалось 6124 ученика, в 2008 году - 4363 ученика). Уже в 2006 году из 31 сельской школы - 4 имели контингент учащихся менее 10 человек. Катастрофически сократилось количество выпускников.

ДОБРЫЕ СЛЕДЫ ИЗ ПРОШЛОГО

Большинство добротных краснокирпичных школьных зданий, построенных на средства земства, сохранились до сих пор. Вместе с сельскими храмами во многих местах они так и остались самыми красивыми, прочными и, в то же время, изящными постройками. Однако, вымирание деревни делает и эти здания ненужными. Школы закрываются, немногие ученики переходят в школы соседних более крупных сел.

О закрытии школ в официальной прессе писать не принято. Куда важнее и приятней рассказывать о перерезывании красных ленточек, о речах высоких гостей на открытии школьных новостроек в областном центре. Между тем уже в этом году в рамках принятой в апреле программы областных и районных чиновников по повышению качества образования, в Лебедянском районе закрылось три малочисленные школы: общеобразовательная школа в селе Хорошовка, и начальные школы в Сурках и Старом Копыле. СОШ с. Шовское, СОШ с. Михайловка, ООШ с. Грязновка изменили свой статус, таким образом, сделав предпоследний шаг к закрытию. В 2010 году планируется закрыть ещё две сельские школы - в с. Каменная Лубна и с. Тёплое. Предполагается, что ученики из этих сел продолжат своё обучение в Докторовской и Больше-Поповской школах.

ПРОБЛЕМЫ НЫНЕШНЕГО ДНЯ

На общем фоне гибели сел и деревень района, недостаточное финансирование сельских школ привело к тому, что большинство из них имеет слабую материально-техническую базу, не укомплектовано учебно-лабораторным оборудованием, имеет скудные и старые библиотеки, испытывает проблемы с Интернет-подключением, а потому изначально ставит сельских ребятишек в положение отстающих. Не задерживаются в сельских школах и молодые учителя (даже уроженцы этих мест). Условия жизни в большинстве сел района, невысокий статус сельского учителя и, как следствие, невысокие зарплаты приводят к тому, что доля молодых специалистов в школах района неуклонно падает и в данный момент составляет всего 8,6%. Сегодня стало почти нормой, что благородному труду педагога многие дипломированные специалисты предпочитают тяжёлый физический труд на конвейере завода или за прилавком на рынке. Недавняя отмена отсрочки призывникам – выпускникам педагогических ВУЗов, позволявшая молодым людям несколько лет работать в сельских школах вместо службы в армии, лишила сельские школы и этих специалистов. В таких условиях, уровень квалификации педагогов, которые всё же остаются работать на селе, оставляет желать лучшего. По сведениям начальника РОНО, на сегодняшний день лишь в 8-ми лебедянских школах из 33 высшее образование имеют свыше 90% педагогов. В 22 школах района (67%) педагоги вынуждены вести преподавание по двум и более предметам.

УЧИТЕЛЬ. СИРЕЧЬ ДВОРЯНИН…

Как тут не вспомнишь о том высоком статусе, какой имело русское учительство в досоветский период, когда педагоги находились на гражданской (статской) государственной службе, и каждый получал личное, не потомственное дворянство. Причём - звание получал и сам учитель, и его жена, но не дети. Если учитель начальной школы имел чин коллежского регистратора (14 класс по Табели), то его следовало ученикам величать «ваше благородие» и он приравнивался к званию капитана. Учитель реального училища (нынешняя средняя школа) или Лебедянской гимназии приравнивался к званию майора, с титулом «ваше высокоблагородие». Директор гимназии (средняя школа №1 Лебедяни несколько лет назад стала гимназией) получали чин статского советника - полковник - генерал майор, в зависимости от штатов гимназии. С титулованием - «ваше высокородие».

Кроме дворянского звания, титула, чина и казённого мундира учитель имел и иные преимущества в России. К примеру - право на пенсию, которую тогда имели, как в нынешнем Китае – только госслужащие. После 25 лет стажа учителю назначалась пенсия в размере оклада. При этом он мог оставаться на службе и получать жалование в полном размере, а за каждые 5 дополнительных лет пенсия увеличивалась на 20 процентов. После смерти учителей – пенсионеров - по царскому Указу – его пенсию получала вдова – пока сыновья не поступят на службу, а дочери не выйдут замуж. Ну, а если школа или училище закрывалась - всем учителям давали годовой оклад и обязательно предоставляли другую работу. Если молодой учитель шёл на службу - выплачивались подъёмные - треть годового оклада, прогонные и командировочные. Учителям полагалась: освобождение от армии, казённая квартира, с бесплатным же отоплением и освещением.

ПОЧТЕННАЯ ПРОФЕССИЯ – ПОЧТЕННОЕ ЖАЛОВАНИЕ…

Высокий статус учителя поддерживала и зарплата. Так, в 1916 году учитель с высшим образованием получал в первые 5 лет службы 900 рублей оклада, а за каждые последующие 5 лет стажа – к окладу прибавлялось по 400 рублей. Поэтому преподаватель со стажем 20 лет получал уже оклад в 2500 рублей, помимо льгот. Такую зарплату полагалось при нормальной нагрузке в 12 часов в неделю. Кстати – сегодняшняя нагрузка учителя – заметно выше, а низкая соц. защищенность - заставляет учителей в России бастовать и выходить на митинги.

Дополнительные уроки оплачивались в размере 75 рублей в год – это лишь за 1 «лишний» урок в неделю. За должность классного наставника полагались еще 600 рублей в год. То есть опытный классный наставник получал в среднем 3.500 рублей в год. Как оценить эту цифру? Для полной оценки нужны примеры. В том же году – средняя зарплата рабочего в Российской империи равнялась 250-280 рублей в год. В наших краях картофель тогда продавался по 13 копеек за пуд, говядина – 4.50 за пуд, сливочное масло – 17 рублей за пуд. Вывод: за месячную зарплату в 1916 году – учитель мог приобрести, по ценам того времени - 1078 кг говядины или 37 тонн 320 кг картофеля. Позже, даже во времена краткого изобилия при Брежневе – тонна говядины, купленная за месячный оклад учителя – была фантазией.

Разумеется, учителя начальной школы получали меньше, но все равно не менее 360 рублей – платить меньше учителю запрещалось Уложениями и иными Инструкциями Минпроса Российской Империи. А эти 350 рублей были в полтора-два раза больше, чем оклад квалифицированного рабочего на заводе. И потому даже учитель начальной школы – обычно нанимал прислугу, ибо и 40-55 рублей в месяц, без доплат за классное руководство и стаж - настоящее богатство, при цене картошки в 13 копеек за пуд, а говядины в 4.50 за пуд. Ну, а сравнительно низкие оклады объяснялись тем, что начальные школы финансировались из земских, местных бюджетов. Кстати, никогда после революции – лебедянские школы не могли финансироваться из местного бюджета.

Так что история школ Лебедяни довольно поучительна. И показывает, что при «нехорошем» царизме – труд Учителя оценивался очень даже хорошо… И без Стабфонда обходились…

Валерий Акимов
Александр Елецких


Дата первой новости в Архиве: 07.09.2006. Дата последней: 22.04.2016.

Вы можете использовать поиск Яндекса по Архиву:

Результаты поиска откроются в новом окне.

Свежие новости Независимого Информационного Агентства ''Новости Лебедяни'' читайте на Информационно-краеведческом портале ''Лебедянь - наш любимый город!'' www.lebedyan.com