Ковка

Кузнечное ремесло в нашем крае известно с древних времен. Обнаруженные в черте города кованые предметы, кузнечные горны – тому подтверждение. Находя свое применение в архитектуре, металлические изделия постепенно выходили за рамки только функционального применения. Из металла делались двери, запоры, петли, замки. Оконные решетки первых каменных зданий имели простой рисунок и служили в основном для охраны помещений. Но впоследствии, их рисунок стал усложняться, они становились уже украшением зданий, порой представляя собой подлинные произведения искусства.

Поскольку украшения из металла обогащали зачастую простые фасады, то им придавалось особое значение. Да и мастерство специалистов «железных дел», умело использовавших художественные свойства черного металла, позволяло создавать замечательные произведения декоративного искусства в архитектуре. «Ажурные кружева» — все эти завитки, спирали, сплетения и прочие детали и элементы ковались в горячем виде из железного прута. Мастера-кузнецы проявляли изрядное умение, сноровку и вкус при выполнении этого непростого рисунка, очевидно, предварительно прорисованного художником. До сих пор привлекают внимание кованые решетки балконных ограждений одно- и двухэтажных купеческих и дворянских домов центральной части Лебедяни.

решетки на домах Лебедяни

Типичными примерами служат балконные решетки на домах № 10 по улице Мира (бывший трактир Морозова) и № 36 по улице Свердлова (бывший дом Чулкова). Несмотря на видимые различия, они все же имеют много общего — симметричность, использование традиционных, часто встречающихся элементов, S-образных завитков и «сердечек».

решетки на домах Лебедяни
Дом с балконом (ул. Шахрая, 21)
решетки на домах Лебедяни
Старая решетка ограды городского парка (ул. Интернациональная)

Определенной художественной выразительностью обладают ограждения балконов по ул. Почтовой, 8 (бывший дом Фудельмана) и Шахрая, 21.
К сожалению, многие образцы кузнечного творчества сегодня безвозвратно утрачены. Описанные здесь кованые балконы – только часть того, что было ранее. Некоторые из них исчезли вместе с домами, другие утрачены в разное время при ремонте зданий. Лишились балконов двухэтажные дома № 67 и № 91 по Советской, № 18 по Интернациональной, № 8 по ул. Мира. С их потерей все больше возрастает ценность оставшегося, требующего к себе внимания и более бережного отношения.

Однако разрушения продолжаются. Недавней утратой городской архитектуры стала кованая балконная решетка старого здания педколледжа (бывшая мужская гимназия). Интересно, что в кованом узоре ограждения читалось название старейшего городского учебного заведения. Переплетенные буквы когда-то составляли слово «ГИМНАЗИЯ». Небольшая реставрация и восполнение потерянных элементов решетки могли бы обогатить архитектуру старого здания, украсить историю колледжа, гордящегося своими традициями. Но, видимо, и здесь заинтересованных лиц не оказалось. Иной раз, старые кованые решетки еще можно встретить в частных дворах. Снятые с балконов и спрятанные от посторонних глаз, теперь они подпирают кусты смородины или ограждают курятники. Тем не менее, и то, что уцелело, позволяет нам судить о былой красоте города рубежа XIX-XX веков.

Из художественных металлических украшений города, заслуживают внимания и ограды. Здесь наряду с элементами, применявшимися в решетках ворот, балконов и козырьков, есть и такие, что присущи только оградам. Горизонтальные связи, заделывающиеся в столбы-опоры, и вертикальные «пики» составляют основу, на которую крепится декоративный узор. Когда-то кованые решетки в нашем городе были широко распространены. Ограды общественных садов, церквей стали исчезать после революции. В 1923 году было принято решение разобрать остатки ограды мужской гимназии. Тридцатые и сороковые не пощадили церковную архитектуру. Разобраны кованые ограды Нового и Старого соборов. Кто знает, какие творения погибли под руинами Христорождественской и Покровской церквей?

Ярким примером таких украшений Лебедяни является сохранившаяся старая ограда Городского сада. Заложенный в 1860-х годах на месте нескольких сгоревших домов 14-го квартала, сад с двух сторон был обнесен красивой оградой. Постепенное распространение сада вглубь квартала привело к тому, что разные участки ограды выполнялись в разное время, по мере расширения территории. Причем особый интерес представляет более старая южная часть ограды, с её оригинальными, непохожими друг на друга коваными секциями. Решетка остальной части ограды выполнена более типично – вертикальные копья, заканчивающиеся трилистниками и соединенные тремя горизонтальными связями с декоративными элементами – завитками и кольцами. Помимо эстетической, эти элементы несут ещё функциональную нагрузку, поскольку связанные посредством хомутиков между собой и с копьями они играют не последнюю роль в создании целостной конструктивной системы жесткости. И это присуще всем кованым оградам. Были в Городском саду и въездные ворота. Они также состояли из металлических пик и удачно вписывались в общую композицию.

Литье. Просечка. Чеканка

hist06-05
Балкон на здании почты (Советская, 2)

Со временем наряду с ковкой стало все шире использоваться литье из чугуна. Литые изделия стали применяться для пола (плиты с рельефным рисунком), лестниц (ступени, ограждения), различных деталей оформления входов, решеток балконов и оград.

Балконы здания почты на углу Советской и Мира – образец ажурного литья. Собранные из элементов, отлитых из чугуна — кружевных кронштейнов и гребешков, фигурных изящных столбиков и простого рисунка решетки ограждения – своим ажуром балкончики обращают на себя внимание и тем самым выделяют это здание из окружающей застройки.

На улице Советской расположен двухэтажный дом Дурасова (ныне здание городской гостиницы). Архитектурная пластика его фасада проста, поэтому истинным украшением является балкон с ажурными кронштейнами. Эти оригинальные красиво прорисованные кронштейны также представляют собой изделия из чугуна.

hist06-06
Ограждение балкона на втором этаже дома Игумновых (Советская, 10)

Напротив него располагается одно из красивейших старых построек Лебедяни – дом Игумновых (ныне редакция районной газеты). Центром фасада и его бесспорным украшением является колоннада, на которую опирается балкон с литой оградой. И хотя в ограждении применены типизированные повторяющиеся декоративные элементы, вместе с другими элементами фасада они создают целостный образ богатого купеческого особняка первой половины XIX века.

Постепенно потребность в архитектурных металлических изделиях стала возрастать. Затейливые дымники, водостоки, жиковины (воротные петли), входные зонты, парапеты крыш, выполненные художественно, со вкусом, все чаще стали появляться как на деревянных домах, так и на каменных зданиях. С появлением прокатного листового железа ещё большее распространение получили такие процессы как вырубка и просечка – основные операции при изготовлении просечных украшений из кровельного железа.

решетки на домах Лебедяни
Старое просечное завершение парапетного столбика на Торговых рядах
решетки на домах Лебедяни
Флюгер на крыше бывшей лавки купца Маслова.

Просечка (техника вырезания узора с помощью специальных сечек наподобие долота и мелких зубильцев необходимых форм) применялась в таких архитектурных элементах, как свесы крыш и коньковые гребни, дымники и водостоки. Она придавала изделию ажур, работающий на просвет, что для этих элементов особенно важно. Просечных изделий в Лебедяни, к сожалению, практически не сохранилось. Когда-то ими были украшены Торговые ряды. По краю крыши тянулась парапетная решетка, а парапетные столбики венчал ажурный декор. После недавнего ремонта не осталось и этого.
В XIX веке к многочисленным произведениям искусства просечного железа прибавились декоративные украшения дымовых и водосточных труб. Дымники (старое название художественного венца, украшающего дымовую трубу) венчали каждый городской дом, не только защищая трубу от попадания снега и дождя, но и придавая какой-то особый романтический, а то и сказочный дух постройкам, улочкам, городу, живущим в нем людям. Сейчас лишь старые открытки с видами города напомнят нам о них. Исчезли и ажуры воронок водостоков. На смену пышному декоративному убранству пришла сдержанная отделка и функциональность.

С незапамятных времен известны такие элементы архитектурного оформления как флюгера. Этот наиболее древний элемент украшения имел повсеместное распространение на всевозможных башнях и выступах крыш. Его функциональное назначение – показывать направление ветра. Именно в этой роли он первоначально и выступал, но со временем декоративность стала брать верх над функцией. Появились жестко закрепленные фигурки зверей, птиц, рыб. Одним из таких украшений является серебряный осетр на бывшей рыбной лавке купца Маслова, больше известной как магазин «Щука». Созданный руками лебедянского мастера-чеканщика Якова Стрельникова, осетр стал одной из достопримечательностей города.

Эти изделия облагораживали вид и были неотъемлемой частью мещанских домов, каменных казенных зданий и особняков богатых купцов и дворян. Кузнецы, жестянщики, чеканщики трудились над созданием высокохудожественных произведений, добивались органичного сочетания металлических украшений с архитектурным образом. Всё это способствовало формированию неповторимого облика нашего города.

Современность

решетки на домах Лебедяни
Ажурные ворота у Ново-Казанского собора в Лебедяни.
решетки на домах Лебедяни
Козырек с коваными элементами у бывшего трактира Чурилина (ул. Советская, 91)

Художественный металл, выполняющий одновременно два назначения – конструкции и декора – играл и продолжает играть значительную роль в архитектуре зданий, организации архитектурного пространства. Металлические решетки и ограды выгодно отличаются от деревянных, так как, надежно выполняя свою функцию, обладают зрительно ощутимой легкостью и прозрачностью. Физически разделяя пространство, они не изолируют его и не мешают его восприятию, что важно в архитектуре. Во многих городах это помнят и продолжают активно использовать на практике. К сожалению, этого нельзя сказать о Лебедяни, где все больше горожан предпочитают строить высокие глухие заборы, скрывающие не только их самих, но и их жилища.

Ковка, как относительно дорогостоящий и трудоемкий процесс, была вытеснена более быстрыми и простыми методами. Широкое распространение получило применение полосового железа на основе техники гнутья со сварным соединением (новые остановочные павильоны на городских улицах). Тем не менее, интерес к кованым изделиям все же не пропал. И время от времени высокохудожественные кованые изделия все же появляются. Так в середине 1990-х годов территория восстанавливаемого Ново-Казанского собора была обнесена оградой с настоящими коваными воротами. Мастера липецкого предприятия ТОО «Сварох» по праву могут гордиться своим произведением. Кованый узор ворот, выполненный по эскизу художника Александра Чернецова, стал еще одним украшением центра Лебедяни.

решетки на домах Лебедяни
Кованый козырёк с фонарями выделяет новый магазин на Интернациональной.

Недавно преобразился двухэтажный дом по улице Советской, 91. На этом здании, сейчас занимаемом муниципальным предприятием ЖКХ, появились два стилизованных под ковку козырька. Украшенные завитками, кудрями и светильниками-фонариками они стали прекрасным дополнением фасада здания, построенного еще в XIX веке.

решетки на домах Лебедяни
Ограда у больницы. 1960-е годы.

Чугунное литье остается более востребованным. Литые ограды еще недавно окружали здание центральной больницы и сквер Победы напротив. Благодаря Новолипецкому металлургическому комбинату, Липецкая область является одним из крупнейших производителей чугуна и стали. Есть свои литейные производства и на лебедянских предприятиях. Занимаясь благоустройством своих микрорайонов, они вносят значительный вклад в украшение города.

решетки на домах Лебедяни

Чугунные ограды, стилизованные фонари заметно разнообразят вид пятиэтажных новостроек. Еще недавно этим славился микрорайон завода строительно-отделочных машин. Чугунные ограды, скамейки и фонари с литыми элементами всегда отличали эту часть города от соседних районов. Улица Тургенева до сих пор привлекает массы гуляющих. А остальные улицы, скверы, берег Дона или спуск к роднику? Видимо, им еще предстоит стать «местами культурного отдыха». Глядишь, тогда и вспомнят о декоративных и эстетических функциях художественного металла.

Валерий Акимов
Лебедянские вести // 12, 14, 19 августа 2003