Лебедянские реконструкторы из военно-исторического клуба «Былина» Роман Михеев и Сергей Немцев вернулись из исторического плавания по Белому морю. Поход проходил на двух восьмивесельных парусных лодках — точных копиях (репликах) старинных судов, сделанных по технологиям раннесредневекового корабельного строительства. Мы попросили рассказать о походе руководителя клуба «Былина» Романа Михеева и вот что он нам рассказал:

«Все участники этого плавания, а их было ровно 20 человек, собрались из разных городов России. Правда, следует сказать, что от Липецкой области в походе участвовали аж 5 человек. Это были представители из городов Липецк, Елец и Лебедянь. Главный организатор и идейный вдохновитель – Павел Семёнов, руководитель ВИК «Копье» (Елец).

по Белому морю

В поход по Белому морю мы собирались еще в 2015 году, но тогда, в самый последний момент большая часть заявившихся участников не смогла пойти по разным личным причинам, поэтому было решено перенести этот квест на 2016 год. В течение зимы и весны было как раз построено второе судно. Поход не случайно был запланирован именно по карельскому побережью Белого моря. Именно эти места 1000 лет назад скандинавские путешественники называли Бьярмаленд или Бьярмия и уже в то время пытались освоить эти земли. Эти земли упоминались как в древнерусских летописных источниках (Иоакимовская летопись), так и в скандинавских сагах.

по Белому морю

В итоге мы прошли по маршруту Чупа-Беломорск (через Кемь и Соловецкие острова) 400 км. Большая часть маршрута была пройдена нами на веслах, и лишь 55 км удалось пройти под парусом, когда ветер дул  в корму.

по Белому морю

Режим был достаточно однообразным. Мы шли по морю целый день в течение 8-10 часов, проходя в день по 30-40 км, двигаясь со скоростью 4-6 км/ч. Вместо обеда была остановка на «перекус», где нам раздавали сухпаек. Вечером мы высаживались на подходящий для ночевки остров, разгружали лодки, ставили лагерь, организовывали быт, как следует ужинали, и только потом уже каждый мог заняться какими-то личными делами.

по Белому морю

Утром мы просыпались. Совершали обратные действия. Плотно  завтракали, собирали лагерь, грузили лодки и выходили опять в море. Но несмотря на это было много возможностей восстановить силы, погулять по островам, посмотреть местные пейзажи.

по Белому морю

Иногда из-за погоды мы стояли на острове по 1,5-2 дня. Совершили также 3-4 ночных перехода, потому что днем как правило дули сильные ветра и не позволяли безопасно пройти маршрут. Ночью ветер стихал и иногда мы этим пользовались, чтобы сделать очередной рывок.

по Белому морю

Следует сказать, что поход изначально был заявлен и проходил как исторический. То есть мы по максимуму старались использовать одежду, обувь, предметы быта, оружие той эпохи. Заодно и почувствовали на своей шкуре, что люди испытывали в морских походах в 9 -11 веках. Да, у нас был, естественно, некий набор современных вещей, но он был обусловлен обязательными требованиями безопасного передвижения по морю. Хотя мы и чувствовали себя суровыми парнями )), но домой нужно было вернуться всем максимально целыми и невредимыми.

по Белому морю

Поэтому у нас было оборудование для навигации, у нас были подробные карты маршрута, для высадки на незнакомый берег с каменистым, зачастую, дном мы обували неопреновую обувь, под гребными банками каждый из нас держал спасжилет. Последнее было очень важным средством спасения в случае гибели судна, так как мы шли зачастую в 5-6 км от ближайшего острова, при этом до материковой части было 11-12 км воды, температура которой +8 — +10 градусов. А при переходе к Соловецким островам мы ушли в открытое море еще на 30 с лишним километров.

по Белому морю

Нужно отметить, что Белое море – это море со своими законами и беззаконием одновременно. Даже в июле как уже сказано вода в море остается ледяной. Не зря в древности это море так и называлось – Ледяное. Поэтому ошибок допускать было нельзя. Погода на Белом море неустойчивая. Утром может выглянуть приветливое солнце. Через час мог начаться сильный ветер, разгоняющий приличную волну, потом мог пойти внезапно дождь… ну и так далее в обратном порядке. Тем не менее, нас море щадило, и если в первой части похода дожди и мелкая морось были нормой, то вторая часть похода нас радовала солнцем и даже ночью мы перестали одевать на себя все свои теплые исторические вещи. Помимо всех этих сюрпризов, Белое море имеет еще и приливы и отливы. Это благодаря тому, что оно связано широким горлом с Баренцевым морем. Поэтому в сутки мы имели 2 прилива и 2  отлива, что зачастую выражалось приливным или отливным течением. Причем одно нам помогало, а второе нам мешало идти, и скорость продвижения падала порой до 3 км/ч, так как нам приходилось преодолевать весьма существенное отливное течение.

по Белому морю

Несмотря на все эти трудности, холод моря, назойливость комаров и мошкИ на стоянках, впечатлений мы набрались на всю жизнь вперед. Беломорье – это место, где надо хотя бы раз, но побывать. Навсегда отложились в голове красоты архипелага Кузова, Соловецких островов, тюлени, белухи, птицы, музей морского поморского судостроения, петроглифы эпохи неолита в Залавруге.

по Белому морю

А самое главное, это те люди, которые все это время были рядом с тобой, с которыми ты плечом к плечу прошел все эти километры водного пути, превозмогая холод, усталость и боль в мышцах. Может звучит и немного драматично, но я уверен, что никто из нас не пожалел о том, что сорвался из дома в такое на первый взгляд сомнительное путешествие. Бьярмия была покорена».

Роман Михеев. Фото автора.