Эта уникальная фотография из моего архива, датированная 30 августа (!) 2002 года, никогда ранее не публиковалась. Вспомнил о её существовании и отыскал в личном архиве в связи со скорбным событием – уходом из жизни Иосифа Давыдовича Кобзона.
История снимка такова. В качестве фотокорреспондента районной газеты я освещал знаменательное событие регионального масштаба – День работника сельского хозяйства (кстати, именно в этом году наш губернатор Олег Королёв был переизбран на второй срок), который отмечался в большом зале спортивного комплекса «Юбилейный». На этом празднике персонально чествовали комбайнеров, намолотивших во время жатвы хлебов наибольшее количество зерна. Им тогда вручали ключи от автомобилей «Жигули», стоявших в рядок на площади перед спорткомплексом. Среди аграриев, отличившихся в трудовом соперничестве, был мой земляк – лебедянец Борис Богословский – механизатор сельскохозяйственного подразделения местного молочного завода («Лебедяньмолоко»).
По завершении официальной части церемонии награждённых передовиков производства пригласили сесть в первый ряд партера. Ведущие праздника объявили, что виновников торжества будет поздравлять Иосиф Кобзон. Заранее узнав о прибытии знаменитого артиста, я, вооружившись служебным удостоверением, пробрался за кулисы, где Кобзон готовился к выходу и, проявив журналистскую наглость (за что впоследствии было стыдно), направил на него объектив фотокамеры. Удивило его восковое лицо (ему тогда явно нездоровилось, но об этом мы узнали гораздо позднее), сосредоточенность, собранность, отсутствие негативной эмоции на бесцеремонное несанкционированное внимание к его персоне. Впоследствии стало известно, что ранее дав обещание губернатору выступить на празднике, Кобзон сдержал своё слово, несмотря на плохое самочувствие.
Кобзон вскоре вышел на сцену в сопровождении аккомпаниатора – пианиста. Он мимоходом поправил конферансье, который объявил выход народного артиста России. Иосиф Давыдович подчеркнул, что он был и всегда останется народным артистом СССР, а свой сольный вокальный концерт он посвящает кормильцам державы и будет петь исключительно по их заявкам. Кстати, его репертуар насчитывал не одну сотню известных песен. Тогда, душевно поздравив аграриев, он, как всегда «живьём», исполнил несколько популярных композиций, которые были у всех на слуху. А затем, неожиданно для всех, спустился со сцены в проход партера и начал непринужденно и живо общаться с людьми. Расспрашивал их о жизни, семьях, мечтах.
Борис Богословский после исполнения одной из заказанных песен решил отблагодарить поистине народного артиста, подарив ему цветы. Иосиф Давыдович в свою очередь поинтересовался – есть ли у него спутница жизни – и, услышав утвердительный ответ, передал для неё свой букет. На снимке как раз и запечатлен этот обмен любезностями.
Более часа длился концерт по заявкам. Кобзону, вложившему в исполнение душу и сердце, стоя рукоплескал переполненный зал. Земляки долго не хотели отпускать артиста. Стоит ли говорить, что в этот вечер Иосиф Давыдович стал для многих липчан не только самым уважаемым исполнителем, но и близким, родным человеком. Но сколько мужества, силы воли ему потребовалось для того, чтобы так стойко держаться, находясь в болезненном, вероятно послеоперационном состоянии, не подавая повода для сочувствия и жалости? Очевидцы рассказывали, что по окончании концерта до машины его провожали ведя под руки. Видимо силы народного артиста в этот день были на исходе.
Ровно 16 лет минуло с того дня. В жизни Иосифа Давыдовича Кобзона было много знаменательных событий. Возможно, поездка в Липецк стала лишь незначительным эпизодом в его творческой биографии, о котором можно не вспомнить. Но в память многих земляков врезалась знаменательная встреча с одним из самых уважаемых Человеков минувшей эпохи, того времени, в котором понятия чести и совести, ответственного отношения к избранному делу не были пустым звуком.
Владимир Акимов