Приветствуем! Вы находитесь в Архиве Новостей Лебедяни за 2006-2016 годы.

Всего почти за 10 лет опубликовано 2977 новостей! К сожалению, в силу различных причин были удалены или утеряны 187 из них. Некоторые ресурсы, на которые мы ссылались, теперь могут быть недоступны.

Независимое агентство "Новости Лебедяни" сообщает:
22:27 24.01.2013  ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЛЕБЕДЯНЕЦ
Увеличить Накануне своего 85-летнего юбилея бывший директор Лебедянского элеватора Иван Тихонович Хрипченко удостоен Почетного Знака «За заслуги перед Лебедянскими районом». Мы поздравляем юбиляра с высокой наградой и предлагаем вниманию читателей очерк Владимира Акимова об этом уважаемом лебедянце.

«ДА, БЫЛИ ЛЮДИ В НАШЕ ВРЕМЯ…»

Трудовой биографии лебедянца, обладающего Воронежскими корнями, - Ивана Тихоновича Хрипченко хватило бы не на одну полноценную человеческую жизнь. Появившись на свет 23 января 1928 года, то есть 85 лет тому назад, он еще подростком с лихвой хлебнул все испытания, выпавшие на долю нашего народа. Пора его возмужания пришлась на суровые годы Великой Отечественной войны. Четырнадцатилетний Ваня, рано повзрослев, заменил в колхозе старших, воевавших на полях брани. Тогда не только от воинов, идущих на передовой в бой с врагами, зависел итог войны. За свободу Отечества сражался весь советский народ. Не менее самоотверженные и мужественные труженики тыла также не щадили своего здоровья, а порой и жизни. На коллективной ниве, с кровавыми мозолями выращивали хлеб для фронта, для всеобщей Победы.

«КАК МОЛОДЫ МЫ БЫЛИ…»

Отсчет своих зримых следов на родной земле Иван Тихонович Хрипченко привычно ведет с 1946 года, когда он, будучи восемнадцатилетним «заводным» пареньком и по его признанию - «ярым» комсомольцем, вступил в ряды правофланговых. Еще во время Великой Отечественной войны он стал бригадиром полеводов на хуторе Атамановка, колхоза «Красный кооператор», Воронежской области. Послевоенные годы, по его воспоминаниям, были не менее тяжкими, чем предыдущая - военная пятилетка. Смерть продолжала косить людей, но не с помощью вражеских пуль, как было прежде, а голодом и холодом. Истощенные, обессиленные земляки внезапно умирали на мирных дорогах. Были даже созданы спецбригады для захоронения неопознанных трупов.

Сильная весенне-летняя засуха не сулила земледельцам доброго урожая, однако совместными усилиями крестьянам удалось выжать из земли максимум того, что могла дать природа и хлопотливые человеческие руки. Осень порадовала добрым урожаем ржи. Жизнь мало-помалу начала входить в привычное русло. По килограмму зерна выдавали тогда колхозникам - семье из пятерых едоков из общественного пая, то есть по 200 граммов в день на одну душу. Весь хлеб? причитающийся за трудодни, получить сразу было нельзя. Изможденных людей берегли от переедания и заворота кишок.

По инициативе Ивана на хуторе возникла комсомольская организация, в которую вошли все тридцать юношей и девушек? живущих в хозяйстве. Это помогло еще больше сплотить молодежь, придать юной энергии нужный вектор - направить на добрые дела, укрепить дух товарищества и взаимовыручки.

К таким парням, как Иван, способным стать в будущем полноценными руководителями и специалистами сельского хозяйства, пополнить кадровый потенциал хозяйств, обескровленных войной, внимательно присматривались в райкоме партии. 1948 год Хрипченко встретил в стенах Усманской школы председателей колхозов, где усердно постигал агронауку, получал специальность младшего агронома. Спустя два года, Иван вернулся в родное хозяйство и заступил на должность заместителя председателя колхоза, а затем стал старшим агрономом местной МТС - машинотракторной станции.

После разукрупнения Воронежской области потребовались добровольцы на подъем целинных земель. Двадцатилетний Иван, полный энтузиазма и новых идей по преобразованию сельского хозяйства, не только поддержал призыв, но и был среди застрельщиков этого движения. Однако непосредственно в Казахстане ему побывать не пришлось. Свою «целину» молодой специалист добровольно обрел в только что сформированной Липецкой области. В должности старшего агронома Барятинской МТС Воскресенского района он пробыл недолго. В созданный колхоз имени Жданова потребовался грамотный, хваткий и целеустремленный лидер, коим вскоре стал Иван Тихонович. Кругом все еще царила послевоенная разруха и нищета, но было цело главное богатство хозяйства – земля и люди, способные и желающие трудиться, не покладая рук. Чтобы сохранить немногочисленный скот - лошадей, овец и свиней, они в декабре вязали соломенные кули и крыли крыши тех животноводческих строений, в которых чудом еще уцелели стены. Земляки работали буквально на износ - день и ночь, восстанавливая разрушенное хозяйство.

Самоотверженные усилия принесли плоды. Вскоре заботливый уход за буренками, которых дополнительно завели на следующий год, сказался на полученном результате. Объединенный колхоз (теперь включавший в себя семь хозяйств), прославился в районе самыми высокими надоями. Тогда, от каждой коровенки вручную получали по две с половиной тысячи килограммов молока, что было своего рода рекордом. И по иным показателям хозяйство являлось передовым и служило примером для многих родственных сельхозпредприятий. Председатель Иван Хрипченко стал одним из первых и в ту пору редким руководителем, который был отмечен знаком «Отличник социалистического соревнования РСФСР».

В конце 1959 года Хрипченко, после очередной реорганизации хозяйств, перебрасывают на «прорыв» в Воскресенский колхоз «Красный Октябрь», вошедший затем в Лебедянский район. Территория хозяйства объединяла восемь деревушек. Условия здесь были специфические: земли колхоза были «разрезаны» на куски тремя речками. После паводка, при отсутствии мостов, техника не могла переправиться вброд на соседний берег.

Тем не менее, в сложных ситуациях Иван Тихонович сумел мобилизовать людей. Общее дело пошло «в гору». Самые высокие урожаи зерновых - более 27 центнеров с гектара, хлеб высокого, продовольственного качества получали здесь в далеком 1962 году. С каждого гектара плантаций сахарной свеклы, выращенной вручную с помощью тяпки, вывозили не менее 500 центнеров корнеплодов. Кстати, техническую культуру выращивали только первосортную и, как на подбор, калиброванную: «пирамидки не выше поллитровки», весом 600-700 грамм. Ученый агроном Хрипченко уже тогда знал, что именно такие корнеплоды, без внутренних пустот, обладают наивысшей сахаристостью, а значит наиболее ценны в получении конечного продукта. Две свекловичницы колхоза первыми в районе получили ордена, а председатель удостоился медали «За трудовую доблесть». Это время запомнилось старожилам и резко возросшими темпами производственного, жилищного и социально- бытового строительства.

Коллектив, возглавляемый Хрипченко, хозрасчетным способом, то есть, опираясь только на свои средства и силы, построил мехмастерскую, зерносклад, начальную школу, Дом культуры, возвел клуб в деревне Хрущовка, кирпичную баню в селе Большой Верх (сделанная «по уму», с колодцем и водяным насосом в центре здания, она и до сего дня исправна и служит людям). В дальнем глухом западном углу района росли новые дома. Все соломенные крыши на старом жилье были заменены на шиферные. Такая кровля была была не только безопасна в противопожарном отношении, но и соответствовала новым эстетическим требованиям. Все добрые задумки инициативных селян, воодушевляемых Хрипченко, обязательно претворялись в жизнь. Все вокруг становилась лучше и краше.

«И ТОГДА МЫ ТЕЛЕГРАФИРОВАЛИ БРЕЖНЕВУ…»

Тот 1969 памятный год, когда «Красный Октябрь» и его руководитель Хрипченко «прогремели» на всю Россию, землякам запомнился особо. Колхозники сумели вырастить богатый урожай сахарной свеклы. У хозяйства, находящегося в 80 километрах от сахзавода, куда сдавалось сырье, возникли проблемы с транспортом для вывоза урожая. Выделенные райкомом партии водители «газонов» оказались «ненадежными» и не оправдали упований земледельцев. Возникла реальная угроза полной потери свекловичного урожая. Ситуация усугублялась суровой осенью, ожиданием ранней зима, уже напоминавшей о своем могуществе преждевременными снегопадами. Каждая из свекловичниц хозяйства уже выбрала из подкопанной земли, очистила и складировала в многочисленные бурты до 1000 центнеров корнеплодов. Всего же в хозяйстве накопилось 5 тысяч тонн технической культуры. Нервное напряжение у людей было на пределе. Колхозники почти непрерывно, круглосуточно дежурили в поле и в ожидании грузового транспорта согревались у костров. Хрипченко, не нарушая требований существующей субординации, неоднократно обращался за содействием в решении транспортной проблемы в райком партии, но его сигналы не получали необходимой реакции… .

Наконец настал критический момент, когда терпение у председателя лопнуло и он решился на беспрецедентный в ту пору шаг, грозивший лишением партбилета, что автоматически означало крушение карьеры руководителя. Первая телеграмма, продиктованная всеобщим народным отчаянием, была адресована правительству РСФСР и была отправлена персонально на имя премьера Косыгина. Реакция Москвы не заставила себя долго ждать. Сам министр сахарной промышленности Тихомиров начал решать злободневный вопрос, заручившись поддержкой обкома партии. Но, время, требующее срочных действий, по непонятным причинам вновь затянулось…Следующий SOS - крик о помощи, пришлось посылать из села Шилово, что находится в соседней Тульской области, ибо выход на столицу «сверху» был предусмотрительно заблокирован. Телеграмма генеральному секретарю ЦК КПСС Леонида Брежнева (!) была непривычно «длинной», ведь ее подписали все колхозники хозяйства, рискующие потерять плоды своих напряженных усилий. Результат, хотя и ожидаемый, но весьма необычный, не заставил себя долго ждать. Уже на следующее утро в конторе зазвонил телефон. Из приемной генсека потребовали подтверждения достоверности данных по свекле для немедленного доклада Брежневу. Дальнейшие сутки прошли у селян в томительном ожидании.

Аккурат на рассвете к Хрипченко заявилось трое офицеров - «синепогонников». Вспоминается Ивану, как увидев их, в предчувствии неминуемого ареста инициатора депеши, запричитала, залилась слезами его жена. Так неужели посадят председателя и главу семьи за все его хлопоты, труды и бессонные ночи…? Но на удивление домочадцев офицеры «урегулировали нервную обстановку», спокойно доложив, что в распоряжение председателя прибыл моторизованный батальон подмосковных десантных войск (!) с полным хозобеспечением, бензовозами и полевой кухней. Тут же был вскрыт секретный пакет с заданием, в котором военным, успевшим за 24 часа безостановочного, непрерывного движения, прибыть на место дислокации, было предписано оказать помощь в спасении урожая. Сотню машин распределили по свекловичным участкам сразу же после нескольких часов, необходимых для походного «отсыпного». Весь урожай был вывезен оперативно - за пять суток. Солдаты помогали вручную грузить корнеплоды и вместе с крестьянами успевали делать по четыре автоходки на сахзавод. Тогда план по уборке свеклы хозяйством был выполнен на 250 процентов (!). Провожали военных помощников с гармошками, песнями и плясками, всем колхозом, устроив на селе Праздник Большого Урожая.

Последствия той спасительной телеграммы вскоре сказались на районном уровне. Очень хотел местный «фюрер», как тогда за глаза величали первого секретаря райкома КПСС, снять Ивана Тихоновича с должности за его несогласованное самоуправство. Но заявление «по собственному желанию» Хрипченко так и не было написано. Вовремя вмешался второй секретарь обкома Колпаков, лично и хорошо его знавший и недвусмысленно «пригрозивший» председателю, что в случае капитуляции будет считать оного «малодушным трусом». Собрание на которое пришли все 50 коммунистов «Красного Октября», продолжавшееся без перерыва 4 часа, в очень эмоциональное форме, не дало согласия, несмотря на давление свыше, на прощание со своим «командиром», который поднял хозяйство и благосостояние людей. К тому же земляки отважились осудить порочного кандидата в руководители, привезенного из района на замену родного председателя. Кстати журналист районки, имя которого зафиксировала история, присутствующий лично на том собрании, так и не дал в газете правдивой информации о событии, опасаясь за оргвыводы в отношении собственной персоны. Зато остались у ветерана Хрипченко яркие воспоминания о далеком времени, отмеченные правительственным орденом «Знак Почета» (несмотря на козни местных чиновников) и неизгладимые рубцы на израненном несправедливостью сердце… .

«КОГДА Я ИТОЖУ ТО, ЧТО ПРОЖИЛ…»

Тридцать лет отдал хлебороб Иван Хрипченко становлению и развитию сельского хозяйства района. Казалось бы после всех неустанных хлопот на селе, ветерана ожидал вполне заслуженный отдых. Но бюро райкома направило «тихоныча», еще полного сил, жизненной энергии, на новый и ответственный участок - Лебедянский элеватор, где был крайне необходим крепкий хозяйственник. «Перекрестился» Иван, натянул новый «хомут» и опять погрузился с головой в «омут» проблем и забот, связанных с приемкой и хранением зерна двух районов.

Очень много доброго успел сделать здесь Хрипченко с командой единомышленников, превратив элеватор в мощный центр приемки, подработки и отправки хлеба, оснащенный современной, по тем временам техникой. Многие из безупречно смонтированных агрегатов и механизмов, продолжают надежно служить людям и по сей день. Склады, сушилки, среди которых были уникальные по конструкции, а также подъемники могли тогда принять и сохранить две с половиной тысячи тонн зерна, в том числе рапс, от которого «отбрыкивались» все профильные хозяйства. Причем при сушке злаков специалисты старались полностью сохранить их всхожесть. Впервые, именно при Хрипченко, местное зерно, обладающее, после процедур подработки на семенной элеваторной станции, отменными кондиционными качествами, было сертифицировано для экспортных поставок. Высокими темпами, хозрасчетным способом, то есть на свои, а не на заемные средства, велось здесь строительство добротного жилья, причем оснащенного всеми удобствами. Хрипченко сумел сформировать на элеваторе здоровый, работоспособный коллектив, живущий, без преувеличения, как одна крепкая, дружная, «кровная» семья. Он берег и лелеял как зеницу ока не только народное зерно, но и своих людей: заступался за них и одновременно по отечески воспитывал, что давало добрые плоды. До сих пор и всегда находят душевные слова для характеристики своего руководителя ветераны элеватора, многие знающие его земляки, которые желают ему и его семье здоровья, спокойствия и благополучия. Вклад в социально-экономическое развитие района, области оценил не только коллектив, которым руководил «Заслуженный работник пищевой индустрии» Иван Тихонович Хрипченко, но и его последователи, принявшие трудовую эстафету.


* * *

Двухкомнатная, простенько обставленная квартирка в лебедянской многоэтажке, часы и телевизор подаренные коллективом, скромная пенсия, - вот и все богатство (но только на первый взгляд), принадлежащее Ивану Тихоновичу Хрипченко. «Вот и все его нажитое», если только не брать во внимание верную, понимающую супругу Екатерину Васильевну, с которой он уже 62-ой год рука об руку (на двоих у них 105 лет безупречного трудового стажа), в согласии делит все радости и печали. Главное богатство семьи - замечательные дети - сын и дочь, внуки…, почет и уважение земляков, которые чета заслужила за свою долгую жизнь, без остатка отданную бескорыстному служению любимому Делу и Людям. Такое богатство, не купишь за золото и валюту, оно несопоставимо с бренными материальными ценностями.

Дата первой новости в Архиве: 07.09.2006. Дата последней: 22.04.2016.

Вы можете использовать поиск Яндекса по Архиву:

Результаты поиска откроются в новом окне.

Свежие новости Независимого Информационного Агентства ''Новости Лебедяни'' читайте на Информационно-краеведческом портале ''Лебедянь - наш любимый город!'' www.lebedyan.com