художник Василий Яковлевич Ситников

художник Василий Яковлевич Ситников

«Известный художник, без которого не мыслился советский ренессанс…
Художник с туманным горизонтом…Человек удивительной судьбы, яркой и редкой для русской культуры…», — эпитеты наших современников адресованы одному и тому же человеку — художнику Василию Яковлевичу Ситникову.
Многогранен был талант этого неутомимого энергичного творца – художника, педагога, изобретателя, натурщика, фонарщика, культуриста, коллекционера, портного, философа…

Василий появился на свет в 1915 году, в селе Новое Ракитино, что вольготно раскинулось по левобережью могучего Дона, почти рядом с провинциальным городком — Лебедянь. Одаренный от природы самородок все в жизни постигал самостоятельно, испытывая превратности судьбы своей душой, обнаженной перед всем миром. Его биография, наверное, достойна роскошного жизнеописания, в стиле Плутарха.

художник Василий Яковлевич Ситников

В юности Василий мечтал махнуть в дальние страны, пытался учиться в морском техникуме. Но угодил в ФЗУ, где приобретя профессию моториста, немножко поплавал по Москве-реке. Но одному увлечению или призванию он был верен с детства и до конца своих дней. Страсть как любил рисовать. Еще до Великой Отечественной войны, махнул на курсы живописи в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) и с честью прошел вступительные испытания. Но, грубо обманутый чиновниками приемной администрации, так и не был зачислен в когорту студентов. Парень пережил удар трагично, воспринял как личную катастрофу. Но смог оправится, устроился «фонарщиком» (демонстратором диапозитивов с образцами мировой классики, прим. ред.) в Суриковский художественный институт. «Светил» мировые шедевры академикам: Чегодаеву, Алпатову и Лазареву, часто вступая с мэтрами в крамольную полемику.

художник Василий Яковлевич Ситников

Василий никогда не чурался разнообразных профессий – ипостасей. Был и статистом на киносъемках, и спортивным гребцом, и механиком речного катера… Как то Ситников признался: «…мое честолюбие невыразимо страдало, я жаждал с детства достигнуть возможных чемпионских вершин в тех делах, за которые страстно брался». Он старался проявить свои фатастические способности везде, где возможно. В том же музее транспорта, что находился по соседству с Рижским вокзалом, и где директорствовал прославленный капитан дальнего плавания, командующий знаменитым парусником «Товарищ», писатель Лухмано, Василий своим скрупулезным, тщательным и художественным восстановлением моделей водных судов не только заслужил одобрение шефа, но и стал другом морехода. А во время учебы на Мосфильме его «леонардовские» способности быстро оценил руководитель студии А. Птушко. Для трюковых съемок его мультипликации «Сказка о рыбаке и рыбке» и кинокартины «Дети капитана Гранта», Василий сконструировал и изготовил в домашних условиях (!) «живые» копии кондора и акулы. Муляжи после натурных съемок были сохранены в музее киностудии. А сконструированную и созданную им же действующую байдарку даже запатентовали.

Предвоенный 1940 год запомнился московским знатокам живописи необычными экспериментальными опытами в технике изображения: поверхность картины обрабатывалась сапожной щеткой и гуталином. Новатором – экспериментатором был инициативный и вездесущий Василий Ситников.

художник Василий Яковлевич Ситников

В 60-е, «оттепелевские» годы, художник Ситников был едва ли не единственным педагогом в столице, обучавшим рисованию любого москвича, желающего приобщиться к великому искусству. Множество людей в ту пору тянулось к незаурядному маэстро. Не в академическую мастерскую, которой у него не было, а в коммуналку на Лубянке. Некоторые из «пришельцев», были инакомыслящими и носили клеймо «изгоев общества», выгравированное властью, не терпящей возражений. А в лице Василия эти маргиналы обретали настоящего друга и житейского наставника. Ситников мог научить человека не только писать-рисовать, но и видеть, чувствовать, понимать, любить жизнь во всех ее проявлениях и главное — преодолевать тяжелые психологические комплексы. Собственная одержимость Ситникова была заразительна. «Он мог соблазнить к рисованию всех, кто хотел, и даже тех, кто не хотел» — вспоминал один из его учеников. Список его последователей, которым он дал путевку в творческую жизнь и добившихся общественного признания, насчитывает добрую сотню имен. Среди них: В. Яковлев, Ю. Ведерников, М. Стерлигова, В.Вейсберг, В.Воробьев… А по мнению самого наставника, звездой первой величины, под его крылом стал А. Харитонов. До встречи с художником-педагогом он был обыкновенным маляром.

На живописных полотнах Василия Ситникова, среди излюбленных объектов первенствовала православная архитектура. Монастыри он писал немыслимое количество раз, на двухметровых холстах. Синие купола, увенчанные православными крестами, горели золотыми звездами. Под монастырской стеной пестрела простонародная толпа, олицетворяя бурное кипение советско-русской жизни. На завершающем этапе работы Ситников любил накладывать многочисленных снежинок. Тонкой кистью он прорисовывал эти творения природы очень тщательно и кропотливо. При желании их даже можно пересчитать.

художник Василий Яковлевич Ситников

Виртуозное владение техникой живописи позволяло Ситникову создавать все, что не пожелает. Излюбленный прием мастера — работа почти сухой кистью по холсту или бумаге. Затем он вновь и вновь покрывал маслом поверхность картин так, чтобы краски просвечивали одна сквозь другую.

Многогранна была и жанровая палитра оригинального художника. Вот русские поля, уходящие вдаль бескрайних просторов, проселок, где понурая лошаденка через силу тащит телегу…, а на той телеге, задрав бороду к небу, лежит сам Васька, и бренчит на балалайке. Повседневная человеческая жизнь, была порой довольно гротескно окарикатурена художником. Но действительность, изображенная с беззлобным, ироничным комизмом, была пронизана истинным гуманизмом.

Интересны автопортреты художника. Он не боялся иронии, в том числе и над собой. Зрители, пристально всмотревшись в его лицо, видели абсолютную независимость, внутреннюю свободу художника. Вот он своей белозубой улыбкой и «эзоповой» надписью с библейскими словами «Мене текел фарес», на белом фоне карандашного автопортрета, бросает очередной вызов гонителям свободомыслия. Эта магическая фраза была обращена к Валтасару и трактовалась пророчеством гибели величайшего Вавилонского царства.

художник Василий Яковлевич Ситников

В 1975 году Василий Ситников покинул СССР. Жил в Австрии, затем в Соединенных Штатах — Нью-Йорке. Эмиграция с «двумя вареными морковками и зубной щеткой в авоське» была вынужденным ходом художника, считавшегося властями неблагонадежным. Свою роль сыграли не его криминальные склонности, а абсолютная независимость, личная свобода, да мефистофельская насмешка над деятелями уходящей эпохи. Но как говорят: нет худа без добра. У Ситникова, по его словам, появилась возможность «испытать самоизоляцию, взвесить самого себя, определить себе цену, способность конкурировать с натренированными умельцами Европы и Америки». Творческие замыслы продолжали успешно воплощаться. Связь с Родиной не прервалась и продолжалась в письмах: ярких, искренних, толковых и лишенных ханжества. Они, кстати, впоследствии легли в основу книги Василия Яковлевича «Уроки», ставшей своеобразным наставлением по приобщению к искусству живописи и откровенным завещанием мастера. «Глянь не в пределы тысячелетий… в мильярды!…каково…? Пожалуй, следует строить жизнь не так, как строят ее «мудрецы»! А многие человеческие ценности стоит переоценить, и то, что казалось ненужным – выйдет ценным, а то, что казалось ценным – выйдет обманом, грезами, блефом и мишурой!». Логические построения художника содержат глубокие мысли.

Самые важные страницы эпистолярного жанра адресованы родному брату Николаю Яковлевичу, родившемуся четырьмя годами позднее. Кстати он то и стал первым учеником — заочником своего близкого родственника. «…Его многочисленные и подробнейшие письма продолжают служить мне руководством и поддержкой в непростом, увлекательном и таинственном искусстве живописи. Работая над своими картинами, постоянно как бы смотрю на все, что я делаю, его глазами, отмечаю каждую фальшь или небрежность – самое непростительное и позорное, по его мнению, в искусстве», — воспоминал Николай Ситников.

художник Василий Яковлевич СитниковНиколай доказал практическую ценность уроков брата своими живописными работами. Но его профессия была далека от искусства и художественного творчества. Карьеру советского журналиста и переводчика тогда было трудно совместить с отрешенной жизнью свободного художника. Длительное время Николай работал в Агентстве Печати и Новостей (АПН), выезжал по служебной надобности в командировки – Афганистан, Индию, Турцию… . Но выйдя на пенсию, Николай подхватил художественную эстафету у брата и продолжил его творческий полет. И не удивительно, что в его картинах мы видим знакомые образы, созданные художником через пелену снежной метели. Каждое полотно, написанное кистью одаренного человека буквально пронизано искренней любовью к жизни, как бесценному и божественный дару.

Одной из самых любимых картин написанных Василием был – «Спас» — образ Спасителя. Перед Господом изображена горящая лампадка: чашечка цветного стекла в старинной металлической оправе. Огонек освещает лик Спасителя, тени от краев лампады разбегаются во все стороны… Таковой была и жизнь Василия: огоньком перед ликом Всевышнего, отбрасывающим вокруг причудливо — узорчатые, таинственные тени …
* * *
Наталья ГРУЗМАН,
директор Лебедянского городского краеведческого музея

P.S. Василий Ситников покинул земной мир в 1987 году. Стараниями сестры Тамары и брата Николая прах Василия Яковлевича Ситникова перевезен из США в Россию и захоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. Двенадцать лучших икон, оставшихся родственникам в наследство, приняты в дар Адронниковым монастырем – музеем Андрея Рублева. Земляки сохранили память о самобытном сыне России – художнике Василии Ситникове. В городском музее Лебедяни, с помощью Николая Ситникова, создана экспозиция, повествующая о жизни и творчестве неординарного талантливого лебедянца. К сожалению, в ней нет ни одного подлинника картин Василия Яковлевича, которые находятся в государственных и частных музеях и коллекциях США, Англии, Австрии, Туниса, Швеции, Франции… Полотна, созданные художником, рассеяны по всему миру. Впрочем, он всегда считал себя самого космическим человеком, принадлежим всей вселенной.

ЛГ: Итоги недели. 28 апреля 2009 г.

Могила Василия Ситникова на Ваганьковском кладбище и фографии его нескольких картин >>>
Страница Василия Ситникова на сайте Нового Музея (ещё 2 картины) >>>