КРУГОЗОР СВЯЩЕННИКА
В моих руках документ, которому 128 лет. И всякий раз, когда я перебираю семейный архив, с особым трепетом смотрю на этот лист, поскольку не перестаю удивляться заложенной в нем информации. Вот этот документ.
АТТЕСТАТ
«Объявитель сего воспитанник Тамбовской Духовной Семинарии Дмитрии Высоцкий, гор. Моршанска умершего дьячка Григория Высоцкого сын, имеющий от роду 22 года, по окончании полного курса наук во 2-ом Тамбовском духовном училище, где он обучался чтению, чистописанию, пространному Катехизису, Священной и русской истории, географии, арифметике, церковному уставу, нотному пению и языкам русскому, славянскому, латинскому и греческому, в сентябре 1870 года поступил в семинарию, в которой при способностях весьма хороших, прилежании отлично усердном, поведении отлично хорошем обучался:
Священному Писанию, словесности, истории литературы, всеобщей гражданской истории, русской гражданской истории, алгебре, геометрии, тригонометрии, логике, психологии, обзору философских учении, физике, космографии, основному богословию, догматическому богословию, нравственному богословию, общей церковной истории, русской церковной истории, гомилетике, литургии, практическому руководству для пастырей, истории русского проповедничества, педагогике, дидактике, миссионерским предметам. Языкам: греческому, немецкому, французскому, еврейскому.
Принадлежит к первому раз Семинарии 1876 года июня 32 дня, он, Д. Высоцкий, по окончании курса семинарских наук Правлением Тамбовской Семинарии, с утверждением Епархиального Преосвященного, уволен в Епархиальное ведомство, в удостоверении чего и дан ему, Д.Высоцкому, сей аттестат из Правления Тамбовской Семинарии за надлежащими подписями с приложением печати Семинарского Правления июля 16 дня 1876 года.
Ректор Семинарии протоиерей Дмитрий Ошбихин, за инспектора Семинарии преподаватель священник Петр Преображенский, секретарь Алексей Спасский»
Перечень изучаемых в духов ном училище и Духовной семинарии дисциплин дает возможность судить о том, насколько серьезно епархиальное ведомство подходило к подготовке будущих священнослужителей и духовных преподавателей, многие из которых продолжали свое обучение в Духовных академиях.
Духовных академий было четыре — Московская, Санкт-Петербургская, Киевская и Казанская, духовных семинарий — 53, духовных училищ — 183. В 1876 году только Тамбовская духовная семинария выпустила 91 человека. В этом году 34-й курс этой семинарии закончил Дмитрий Высоцкий, Иван Замятин — отец будущего знаменитого писателя, и Николай Колаисовский — сын священника Соборной церкви города Лебедяни Трофима Стефановича, который был еще законоучителем и учителем русского языка, чтения, письма и арифметики лебедянского женского приходского училища. В этом же училище служила надзирательницей и мать Николая — Екатерина Саввишна.
Выпускники семинарии, как правило, начинали свой жизненный путь со службы учителями или псаломщиками, которая продолжалась, как минимум, год. Затем многие продолжали службу преподавателями духовных училищ, уездных приходских училищ. Другие связывали свою жизнь с непосредственным служением в лоне Церкви.
Дмитрий Высоцкий епархиальным ведомством был направлен псаломщиком в Вознесенский храм Липецка, Иван Замятин — учителем в Липецкое духовное училище, а Николай Колаисовский оказался в родной ему Лебедяни. Той самой Лебедяни, которой он успел посвятить, видимо, свою единственную печатную работу в «Тамбовских Епархиальных Ведомостях» — «Лебедянский Троицкий заштатный монастырь». Работа была написана во время его учебы в семинарии и опубликована 25 сентября 1875 года. На следующий год, в год окончания духовной семинарии, 25 ноября Николай Колаисовский умер, а было ему от роду все го 21 год.
Иван Замятин работал учителем почти шесть лет, а после женитьбы на Марии Александровне, урожденной Платоновой, отец которой был священником Покровского храма в Лебедяни, он был рукоположен Тамбовским епископом Палладием в сан священника.
Семья Замятиных в 1883 году обосновывается в Лебедяни, а отец Иван становится священником Покровской церкви и служит здесь до самой своей кончины, последовавшей в марте 1916 года. Как и большинство священников, людей высокограмотных, ответственных, службу в храме он совмещал с работой законоучителя вначале в приходском училище, а затем в Покровском слободском училище. Епархиальное ведомство многократно отмечало работу учителя письменными благодарностями, а в 1887 году последовало награждение Его Императорского Величества медалью. В 1904 году отец Иван был награжден золотым наперсным крестом. В дружной семье Замятиных родился и вырос сын Евгений. Полученное от родителей воспитание, дальнейшая учеба позволили Евгению Ивановичу стать всемирно известным писателем. Ранее мало кому в России и за рубежом была известна провинциальная Лебедянь, теперь же она навеки связана с именем Замятина.
Владелец приведенного мной аттестата начал свою службу в Липецке, но скоро его переместили на должность учителя в Первое Тамбовское духовное училище. В 1880 году Дмитрий Высоцкий связывает свою жизнь с Марией, дочерью священника Василия Землякова, служившего в Троицком храме села Куймань. А еще через некоторое время Преосвященный Палладий определяет его во священники Архангельской церкви Липецкого уезда. Затем последовало перемещение на место священника Кирилло-Мефодьевской церкви в стенах духовной семинарии. К тому времени отец Дмитрий стал уже вдов, оставшись с дочерью Марией. Возникли и у него самого проблемы со здоровьем. И вот в 1887 году следует новое назначение на вакантную должность священника Соборной Казанской церкви Лебедяни.
Бывшие сокурсники по Тамбовской духовной семинарии вновь оказались вместе. Многие годы отцу Дмитрию и отцу Ивану было суждено тесно сотрудничать, и как законоучителями, и как благочинными церквей города.
В годы гонений многие храмы у нас были порушены. Такая же участь постигла и Покровскую церковь в Лебедяни, на погосте которой было предано земле тело почившего отца Ивана Замятина.
Совсем немного пережил своего друга отец Дмитрий, почивший в 1917 году. Его могила на городском кладбище сохранилась, а в праздничные дни, во время служб в Ново-Казанском соборе, его имя упоминается в числе прежних настоятелей собора, которым он был с 1900 по 1917 годы.
Но на смену почившим всегда приходят новые пастыри — на этом по воле Господа всегда стояла и будет стоять наша Церковь.
Юрий Рыжков.
Лебедянская звонница. Июнь 2004 г.