История Ельца открывается строчкой из Никоновской летописи, датируемой 1146 годом. С тех пор в истории Ельца было многое. И возникновение самостоятельного Елецкого княжества в конце XIV — начале XV века, и разорение Ельца Тимуром, и татарский набег в сентябре 1414 года окончательно уничтоживший город и княжество.

Казалось, Елец навсегда затерялся в прошлом. Тем не менее, он вновь вернулся на страницы истории. Сложная обстановка на юге Русского государства вызывает необходимость строительства городов-крепостей. Их заселяют служилыми людьми. Это был щит, заслонивший центр России от крымских вторжений. В 1591 году в Москве принимают решение восстановить Елец. Весной 1592 года на Быстрой Сосне стали возводить крепостные стены.

Однако, по мере удаления границы Российского государства на юг, Елец постепенно терял свою военную функцию, становился ремесленным и торговым городом. Теперь его будущее зависело от развития торговли. Сюда ехали с товаром из центральных уездов России и с донского юга, откуда везли рыбу, соль, лошадей. Особое развитие в Ельце получило кузнечное дело. Город становился крупным центром по продаже хлеба.

Во времена Екатерины II Елец представлял собой удивительное нагромождение каменных
купеческих особняков и деревянных домов, торговых лавок мещан и доходных зданий, пока 13 апреля 1770 года Екатерина II ни утвердила план регулярной застройки Ельца. Город заметно распрямился, улицы вытянулись, дома вольных стояли ровно. С 1793 года начинается мощение центральных улиц города булыжником, а тротуаров известняковыми плитами.

В николаевское время Елец развивался и менялся на глазах. Купцов 1-й гильдии в Ельце было больше, чем в Орле, губернском центре. Император своим указом приравнял Елец в торговых правах к губернским и портовым городам. Местное купечество старалось как могло. Для освещения улиц ставили фонари на конопляном масле; обеспечивая водой, открывали колодцы. Одной из первых в России в Ельце была создана пожарная команда. Специфическим елецким промыслом стало плетение кружева, чем занималась значительная часть жительниц как в городе, так и в окрестных селах. Кружевные изделия скупались торговцами, развозившими их по всей России. Славился Елец также выделкой курительных трубок.

Но главное впечатление производили, конечно, елецкие храмы. В городе тогда имелось 14 церквей, один собор и два монастыря (мужской и женский). В уезде насчитывалось 80 церквей. По проекту известного архитектора К.А. Тона создателю храма Христа Спасителя в Москве был построен выдающийся по архитектуре Вознесенский собор. Размещается на главной исторической площади города — Красной. Свое название собор получил по небольшой Вознесенской церквушке, стоявшей на месте алтарей нового собора и снесенной при его строительстве. Благодаря своим грандиозным размерам, этот собор можно назвать архитектурным центром города. Приступили к Строительство Вознесенского собора началось в августе 1845 г. и продолжалось 44 года.

По внешнему виду и благоустройству Елец по праву считался в начале XX века одним из лучших уездных городов России. При — поддержке елецких купцов в 1871-1874 годах открылись две гимназии — мужская (ныне средняя школа № 1) и женская (ныне учебный корпус № 1 университета). В 1897 году в Ельце насчитывалось 47 тысяч жителей. Перед революцией здесь стояли 31 церковь и 15 часовен (сейчас осталось только 13 храмов).

Сегодня в Ельце проживает 120 тысяч человек. Важное место в культурной и научной жизни принадлежит Елецкому государственному педагогическому университету. Действует городской краеведческий музей, постепенно расширяя свои филиалы. Возрождается в городе драматический театр «Бенефис». Культурно-просветительской деятельностью занимается историко-культурный центр «Прожектор». Медленно, но уверенно восстанавливаются елецкие храмы.

Материал взят из книги «Земля Липецкая»
из серии Наследие народов Российской Федерации (СПб, 2003), стр. 119-133.