Часто ещё в старину городские улицы заканчивались церквями. Величественный храм, сначала деревянный, позднее каменный, был виден ещё от начала такой улицы, создавал перспективу и украшал городской пейзаж. Как правило, и улица и церковь носили одно название: Казанская, Христорождественская, Успенская. Иногда в городах располагались целые монастыри, и названия близлежащим улицам давали они.
В далеком 1692 году старицей Марфой в Лебедяни был основан Преображенский Красногорский женский монастырь. В черте города, на высоком берегу Дона он стоял и блестел куполами двух своих церквей. Монастырь был небольшой и содержался лишь на пожертвования. Но в 1763 году Екатериной II был принят указ о секуляризации церковных земель. В России было сразу закрыто 754 из 954-х ранее существовавших монастырей. В число упраздненных попал и Преображенский Красногорский монастырь в Лебедяни. Немногочисленных монашек перевели в другие места, церкви «за ветхостью» разобрали, и казалось бы больше ничего не напоминало об обители. Но все так же от реки вверх на запад пролегала городская улица, названная Преображенской.
Небольшая, зеленая с оградами садов Преображенская улица была всегда «поперешной» или попросту переулком, соединяющим длинные главные улицы. Да к тому же самым удаленным от центра, от лавок, от городских учреждений. Такие же «поперешные» соседние Садовая или Краснослободская, по сравнению с ней оказались в более выгодном положении. Усадьбы здесь были в большей цене, и дома на них хоть и редко но все же стояли. Основное развитие Преображенской пришлось на ХХ век. Строительство заводов дало новый толчок развитию городской застройки. Город стал развиваться на север, стала меняться и улица. А в 1960 году изменилось её название. Решением исполнительного комитета Лебедянского гор. совета депутатов трудящихся от 3 октября 1960 года улица Преображенская была переименована в улицу имени Тургенева. К ней присоединили часть бывшей Кузнецкой слободы и она, круто изгибаясь, «ушла за горизонт» в направлении агрономовских садов. Благодаря успешно развивающемуся заводу строительно-отделочных машин, изменился облик улицы. Здесь выросли пятиэтажные жилые дома, детский сад, общежитие, магазины. Удобные тротуары и фонари дополнили общую картину современного города. Казалось бы, центр Лебедяни переместился на эту когда-то тихую улочку. Её благоустройство продолжается и в наши дни. И, думаю, И.С. Тургенев, оказавшись теперь на этой улице, был бы немало удивлен произошедшему за полтора с лишним века преображению Преображенской улицы.
А первая поездка писателя в Лебедянь, по сообщению Н.М. Чернова, могла состояться в начале осени 1839 года, куда он мог отправиться вместе с братом, назначенным тогда «в ремонт». Намерение вояжировать в этих краях постоянно обсуждалось в семье Тургеневых. В своем письме Ивану, находившемуся в Берлине, мать писала: «Хочу исполнить свое давнишнее обещание — съездить к Митрофанию в Воронеж; а между тем брат будет в Лебедяни; оттуда я вернусь по своим деревням и буду в Топках. Не правда-ли, что эдак-то будет лучше! И вам отрадней! Летом брат кончит ярмарки, я здоровее буду, ты постреляешь. Ты увидишь вместе с братом свою собственность за погоду. <…> Дядя поедет в тамбовскую деревню, брат проведет ремонт, я отправлюсь в Москву. Следственно, и все по местам. Вместо того, что ты осенью всем руки свяжешь: я не найму опять в Москве квартиры, дядя не поедет в Тамбов, а брат осень опять в Лебедяни». Тамбовские владения Лутовиновых, принадлежавшие впоследствии Ивану Тургеневу, находились неподалеку от Лебедяни. Привольные места по Красивой Мече, воспетые в рассказе «Касьян с Красивой Мечи», располагались в лебедянских краях. Туда владельцы тамбовских имений ездили «по деревням», стартовали в ефремовских поместьях и двигались дальше — на Лебедянь и Шацк. И хотя биографических сведений, напрямую доказывающих приезд Ивана Сергеевича на Лебедянскую конную ярмарку пока не найдено, само содержание очерка «Лебедянь» свидетельствуют в пользу того, что картины ярмарки — результат личных впечатлений Тургенева. Да и по мнению другого авторитетного исследователя тургеневского наследия В.А. Громова, не только не быть в Лебедяни, но и не бывать здесь Тургенев разумеется не мог.
Валерий Акимов
член Липецкого областного краеведческого общества