9 декабря в России отмечается День Героев Отечества. С 2007 году в этот памятный день чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Славы и ордена святого Георгия Победоносца.
Начало традиции положило учреждение императрицей Екатериной Великой 26 ноября 1769 года ордена св. Великомученика и Победоносца Георгия. До 1916 года этот день считался праздничным Днём Георгиевских кавалеров и ежегодно праздновался как при Высочайшем Дворе, так и «во всех тех местах, где случится кавалер большого креста». Перед революцией в Лебедяни в этот день устраивался хороший обед, а обедневшим отдавали на память весь обеденный прибор: тарелку, нож, вилку и ложку.
Орден святого Георгия Победоносца был сугубо военным знаком отличия и предназначался для награждения только воинских чинов «за храбрость, ревность и усердие к воинской службе и для поощрения в военном искусстве». Его удостаивался тот, «кто, презрев очевидную опасность и явив доблестный пример неустрашимости, присутствие духа и самоотвержения, совершил отличный воинский подвиг, увенчанный полным успехом и доставивший явную пользу».
Одним из Георгиевских кавалеров был уроженец лебедянского сельца Савинки потомственный дворянин Евгений Александрович Шиловский. Выпускник 2-го Московского кадетского корпуса, Константиновского артиллерийского училища и слушатель императорской Николаевской военной академии, поручик лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады Шиловский уже с августа 1914 года был в рядах действующей армии: воевал с немцами и австрияками, служил офицером генерального штаба в штабе 36 армейского корпуса, в штабе 43 пехотной дивизии, был ранен, контужен. Уже летом следующего года это был боевой офицер, награждённый пятью боевыми орденами: св. Анны II и IV ст. («Аннинское оружие»), св. Станислава III и II ст., св. Владимира IV ст. и тремя медалями.
В июле 1915 года к этим высоким наградам добавилось особо ценившееся офицерами Георгиевское золотое оружие «За храбрость». Сабля с маленьким золотым крестиком ордена Св. Георгия на эфесе и темляком из Георгиевской ленты вручалась за проявленную личную храбрость и самоотверженность и была знаком особых отличий. Для Шиловского золотое оружие стало наградой за храбрость и мужество в сражениях 6-8 февраля 1915 г. под Ломжей, когда поручик, «…находясь непрерывно на передовом наблюдательном пункте под сильным ружейным и артиллерийским огнём противника, причём был контужен, но строя не оставил, искусным корректированием и управлением огнём полубатареи дал возможность своей пехоте отбить повторные атаки противника и неоднократно заставлял молчать его батареи».
С 1913 года был введён Георгиевский крест для солдат. Нижние чины награждались солдатскими Георгиевскими крестами четырех степеней. Полным георгиевским кавалером (то есть имевшим Георгиевские кресты всех четырёх степеней) был уроженец села Большое Попово фельдфебель 20-го Туркестанского стрелкового полка Андрей Иванович Гулевский. Награды давали право на внеочередное или ускоренное повышение по званию, поэтому вместе с четвёртым крестом фельдфебель получил и повышение до чина подпрапорщика.
Другой лебедянец — ефрейтор 212-го пехотного Романовского полка Степан Петрович Куликов — был отмечен двумя Георгиевскими крестами (IV-й и III-й степеней). Десятки уроженцев Лебедяни и сёл уезда, с началом Второй Мировой войны ставшие солдатами русской армии, имели на груди по одному георгиевскому кресту. Открывшийся доступ к военным архивам позволяет вспомнить имена некоторых из них. Георгиевским крестом IV-ой степени были награждены:
Алтухов Иван Михайлович, ефрейтор 8-го Туркестанского стрелкового полка,
Белоусов Алексей Прокофьевич, подпрапорщик 3 парка Лейб-гвардии 3 парковой артиллерийской бригады,
Больных Сергей Уварович, стрелок 8-го Туркестанского стрелкового полка,
Голубев Алексей Сергеевич, мл. фейерверкер 4 батареи 7-ой артиллерийской бригады из с. Романово,
Губарев Григорий Александрович, мл. унтер-офицер 6-го Сибирского стрелкового полка,
Губарев Иван Петрович, ст. унтер-офицер 7-го Сибирского стрелкового полка,
Гуров Алексей Никифорович, рядовой 241-го пехотного Седлецкого полка из д. Н.Брусланово,
Гусев Тимофей, ефрейтор 112-го пехотного Уральского полка,
Демянин Евдоким Тихонович, ст. унтер-офицер 101-го артиллерийского дивизиона,
Дьячков Фёдор Феофанович, мл. унтер-офицер 161-го пехотного Александропольского полка из с. Куймань,
Зайцев Степан Иванович, рядовой 40-го пехотного Колыванского полка из Волотовской волости,
Иньшаков Михаил Михайлович, ст. унтер-офицер 23-го саперного батальона из г. Лебедянь,
Казаков Михаил Семёнович, ефрейтор 6-го Туркестанского стрелкового полка,
Кириллов Григорий, рядовой 114-го пехотного Новоторжского полка,
Колотвинов Фёдор, рядовой 161-го пехотного Александропольского полка из с. Куймань,
Коротеев Семён Иванович, ст. унтер-офицер 19-го Сибирского стрелкового полка,
Куликов Егор Иванович, рядовой 243-го пехотного Холмского полка из с. Куликовки,
Лошаков Борис Васильевич, канонир 26-го легкого мортирного артиллерийского дивизиона из Троекуровской волости,
Мозгунов Михаил Иванович, рядовой 322-го пехотного Солигаличского полка,
Монаенков Дмитрий Васильевич, рядовой 37-го пехотного Екатеринбургского полка,
Монаенков Фёдор Александрович, стрелок 2-го Сибирского стрелкового полка,
Морковин Григорий Иванович, ст. унтер-офицер 5-го Сибирского стрелкового полка,
Орещенко Сергей Самуилович, мл. унтер-офицер 6-го Сибирского стрелкового полка,
Подмарков Аким Михайлович, стрелок 11-го Туркестанского стрелкового полка,
Подолин Максим Савельевич, рядовой 19-го Сибирского стрелкового полка из Избищинской волости,
Поляков Степан Нестерович, стрелок 2-го Сибирского стрелкового полка из деревни Смородиновки Троекуровской волости,
Суров Николай Владимирович, рядовой 124-го пехотного Воронежского полка,
Тарасов Тимофей Кириллович, стрелок 2-го Сибирского стрелкового полка,
Фаткин Феофан Алексеевич, гусар 6-го гусарского Клястицкого полка,
Черненилов Петр Ефимович, рядовой 191-го пехотного Ларго-Кагульского полка из Черепянской волости,
Чурилов Василий Иванович, рядовой 207-го пехотного Новобаязетского полка из Слободской волости,
Сошин Иван Максимович, ефрейтор 6-го Туркестанского стрелкового полка из с. Романово.
Кроме того, среди лебедянцев были награждённые Георгиевской медалью «За храбрость», учреждённой перед войной. Медаль с профилем Николая II на лицевой стороне была причислена к Военному Ордену Святого Великомученика и Победоносца Георгия и имела 4 степени. Ею награждали нижние чины за боевые заслуги в мирное и военное время, по статуту не подходящие для награждения Георгиевским крестом. Георгиевской медалью IV-й степени «За храбрость» были отмечены два рядовых 172-го пехотного Лидского полка Дмитрий Степанович Карандашев (д. Устиновка Сезёновской волости) и Никита Алексеевич Корабельников, а также стрелок Александр Михайлович Морозов.
Информация о георгиевских кавалерах из наших мест далеко не полная. Тема мало изучена и ждёт своих исследователей. Но сам факт, что мы начинаем вспоминать героев той забытой Великой войны, вселяет надежду на то, что эта героическая страница нашей истории не будет забыта.