Благодаря удачному географическому расположению и климатическим условиям, почти идеальной регулярной планировке и сформировавшейся городской застройке Лебедянь многие годы была достопримечательным местом. Ещё в позапрошлом столетии этот небольшой уездный город со спокойным, плоским рельефом центральной части и преобладающей одноэтажной застройкой, с палисадниками и садами, с полотняными навесами над балконами вторых этажей купеческих домов и просторными балконами-террасами у домов одноэтажных имел облик города южного, открытого солнцу и очень уютного. Озеленение, проведённое на широких лебедянских улицах в 1910-х годах, было как нельзя уместно и лишь добавило уюта городу, привлекло в него писателей и художников.

Оставаясь до середины ХХ века по облику небольшим уездным городком, Лебедяни удавалось долго сохранять и те редкие архитектурные особенности, выделявшие её из ряда других городов региона. Одной из уникальных лебедянских «изюминок» были алтаны или балконы-террасы, опиравшиеся на землю. В отличие от балконов вторых этажей двухэтажных домов, строившихся состоятельными купцами и дворянами по типовым «образцовым» проектам, балконы одноэтажных домов были «прихотью» горожан попроще — мещан и купцов средней руки. Когда-то, строившиеся почти у каждого дома в центральной части Лебедяни, такие балконы заметно разнообразили, оживляли и украшали городскую застройку. Какого-либо типового проекта и стандартов для их строительства не было. Большинство балконов представляли собой каменные основания из крупного бутового камня или кирпича с перилами — коваными железными оградами из витых элементов.

balkony_v_Lebedyani

Лебедянь была южнорусским городом, и тёплый климат сказывался на быте и на поведении городских жителей. Летом в полуденную жару жизнь в городе, как правило, замирала. Зато в тихий вечер многие выбирались на свои балконы. Попить чаю, пообщаться с проходившими мимо знакомыми, узнать последние новости. Очевидно, что балконы в Лебедяни позволяли «быть на виду» и служили средством общения.

dom_na_uglu_pochtovoi_i_Sverdlova

По словам члена Союза архитекторов, советника Российской Академии архитектуры и строительных наук Александра Новосельцева, «архитектура Лебедяни, объединяя в себе городское и домашнее пространства, создавала ту душевную среду города, которая жила в согласии, делала город по-настоящему неповторимым, со своим характером, и оттого таким интересным людям, приезжавшим сюда, и навсегда оставлявшим свой образ. В первую очередь — в сердце».

Одним из таких гостей Лебедяни, оценивших её своеобразие, стал художник Б.М. Кустодиев, приехавший в наш город в августе 1926 года. Серьёзно больной, передвигавшийся только в инвалидной коляске, художник, тем не менее, уловил дух Лебедяни. Выезжая на балкон дома, в котором он квартировал, мастер сумел разглядеть и сказочную панораму Тяпкиной горы, и Елецкую улицу с храмом Рождества Богородицы и мостом через Дон. Эти виды он запечатлел в своих картинах.

Boris_Kustodiev_Osen_v_provintsii_1926

Б.М. Кустодиев «Осень в провинции. Чаепитие» (фрагмент) (1926)

Но середина двадцатого века сломала весь уклад простых, маленьких городков. Лебедянь, сменив образ жизни, поменяла и облик. Балконы и арки, козырьки и навесы, наличники и решётки в Лебедяни стали активно разрушать за ненадобностью. В начале XXI века в моде прямоугольные пластиковые окна и сайдинг на стенах.

Mira_4_v_lebedyani

Недавнее преображение выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой, кон. XVIII в.» по адресу ул. Мира, 4 в Лебедяни.

Местные власти одной рукой зазывают в город туристов, а другой уничтожают то, что всегда и делало Лебедянь привлекательной для них. Старая застройка центральных улиц почти в полном составе вошла в списки «аварийного и ветхого жилья». Многие ещё вполне крепкие дома в центре города уже расселены и скоро пойдут под снос.

dom_53_na_sovetskoi_ulitse_v_lebedyani

Старая Лебедянь уходит, оставаясь лишь на «островке» вокруг Ново-Казанского собора и в отдельных «пятнах» официальных объектов культурного наследия. О Лебедяни как об «архитектурном заповеднике» речи, увы, уже не идёт. Сиюминутная мода на современный дизайн и желание жить по-европейски, оставляют родное культурное наследие за скобками. Не написать об этом сегодня, в Международный день памятников и исторических мест, мы не могли.